Развитие памяти у дошкольников

Особенности памяти дошкольника

     Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольников носит в основном непроизвольный характер. Малыши еще не умеют ставить перед собой задачу запомнить и не воспринимают такое задание от взрослых. Непроизвольно запечатлевается тот материал, который включен в активную деятельность. Запоминание и припоминание происходят независимо от воли и сознания ребенка и зависят от характера его деятельности. Именно поэтому новые знания должны иметь для крохи какое-то значение - чем больше эта информация соприкасается с его интересами, тем легче он ее запомнит.

     Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам, их организует взрослый. Объем запоминаемого будет зависеть от состояния зрительного и слухового восприятия и внимания. Поэтому с раннего возраста необходимо развивать у детей эти способности и речь, чтобы способствовать развитию всех видов памяти.

     В дошкольный период память развивается очень интенсивно, поскольку дети начинают задавать множество вопросов и получают огромное количество информации. В этот период по скорости развития она опережает другие способности. Вот чем объясняется легкость, с которой 3-6 летние детишки запоминают стишки, сказки, считалки, загадки, а также все необычное и красочное.

     Элементы произвольной памяти появляются у ребенка к концу дошкольного детства в тех ситуациях, когда малыш ставит перед собой задачу запомнить и вспомнить. Это желание надо всячески поощрять, учить кроху запоминанию с помощью игр и упражнений, контролировать правильность усвоения информации.

Как развивать память у ребенка?

     Кроме реализации всех общих условий, способствующих развитию памяти, стимулировать этот процесс помогут специальные упражнения и игры. Как только малыш произнес первые слова, с ним можно обсуждать все, что происходит вокруг: что видели на прогулке, чем занимались утром, что кушали на завтрак, с какими игрушками возились в песочнице. Сначала, конечно, перечислять все это будут взрослые, но постепенно кроха присоединится к игре. Чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок, ребусов - все это помимо общего развития, прекрасно развивает память.

     Читая с малышом книгу или заучивая стишок, мы тем самым развиваем его словесно-смысловую память. Особое внимание стоит обратить на то, что при чтении дети обычно следят за сюжетом, пропуская подробности и описание персонажей, явлений, поэтому читать им одну и ту же сказку, стишок, рассказ придется неоднократно. Затем можно задавать вопросы о прочитанном: что происходило в сказке? Кто что делал? Как выглядел? Что плохо, что хорошо? и т.д. Важно, чтобы ребенок рассказывал об описываемых событиях последовательно и логично. С этим способом развития памяти слишком поторопиться просто невозможно - уже в 1,5-2 года дети с удовольствием перечисляют героев стишка или сказки. К 5 годам задачу можно усложнить, побуждая малыша пересказывать рассказы.

     С процессом памяти теснейшим образом связан и процесс внимания. Остановимся на играх и упражнениях, которые эффективно развивают внимание и память детей.


Игры для развития внимания и памяти у детей 5-6 лет.

«ЛЕТАЕТ – НЕ ЛЕТАЕТ»
Взрослый произносит слова, обозначающие предметы или объекты (ворота, ворона, дверь, лебедь, самолет, автомат, вертолет и т.п.). Если они могут летать, ребенок машет руками. Если нет – приседают. По такому же принципу проводиться игра на выделение любого обобщающего понятия (овощи, одежда, деревья, транспорт, игрушки, продукты и т.п.). Задуманное обобщение можно выделить среди других слов хлопками, прыжками, приседаниями и другими действиями.
«НАЗОВИ»
Попросите ребенка посмотреть вокруг и назвать все зеленое (деревянное, покрашенное, металлическое, живое, толстое, длинное, кирпичное и т.п.). Такое упражнение увеличивает объем внимания и его устойчивость.
«СДЕЛАЙ ФИГУРУ»
Взрослый выкладывает фигуры из счетных палочек (спичек) – сначала простые (дом, снежинка, елка), затем сложные (ракета). Предложите ребенку сложить точно такую же фигуру. Задание предлагайте в порядке возрастающей сложности:
1. образец остается перед глазами ребенка
2. образец убирается
«ЗАПОМНИ и ПОВТОРИ»
Предложите ребенку запомнить и выполнить ряд последовательных бытовых действий: положите ложку в стакан, карандаши в коробку, налей воду в чашку. Постепенно задания усложняются: кубики положи в деревянную коробку, а мячики убери в пластмассовое ведро, коробку положи на карандаши, а стакан на ложку. Предложите ребенку не только последовательно выполнить действия. Но и рассказать о них.
«ЗАПОМНИ И НАЗОВИ»
Взрослый выставляет на столе 6 – 7 игрушек. Предлагает ребенку их рассмотреть и запомнить. Потом игрушки убираются, а ребенок по памяти их воспроизводит. Эту игру можно провести и по картинкам.
«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»
Взрослый выставляет на столе (5) 6 – 7 игрушек. Предлагает ребенку их рассмотреть и запомнить. Далее ребенку предлагается закрыть глаза или повернуться спиной к столу. В это время взрослый убирает или добавляет 1 – 2 игрушки. Открыв глаза, ребенок должен посмотреть на выставленные игрушки и угадать, какие игрушки убрали или добавили.
«АУКЦИОН»
Взрослый предлагает ребенку вспомнить какую мебель (посуду, одежду, транспорт и т.п.) он знает. Взрослый с ребенком по очереди называют друг другу названия, например мебели. Выигрывает тот, кто назовет слово последним.
«НАЗОВИ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ»
Попросите ребенка назвать предметы, которые можно катить (переставлять, двигать, бросать, протирать, пилить, красить и т.п.).
«ЗАПОМНИ И НАЙДИ»
Играть можно с карточками от детского лото. Взрослый берет карточки и показывает из них ребенку 5 – 7 картинок. Затем раскладывает все карточки на столе. Задача ребенка: найти все, показанные ему карточки и разложить в порядке предъявления.
Вариант игры: Взрослый выкладывает перед ребенком карточки и называет 5 – 7 картинок. Задача ребенка: вспомнить и выбрать картинки в той последовательности, какую ему предложил взрослый.
«БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»
Предложите ребенку внимательно рассмотреть сюжетную картинку. Затем, перевернув ее, ребенок вспоминает и воспроизводит как можно больше отдельных предметов, изображенных на картинке.
«ЗАПОМНИ И ПОВТОРИ»
Взрослый произносит ряд словосочетаний (белая ракета, голубая коляска, красная машина, синий пистолет), а ребенок должен их повторить в заданной последовательности.
Тут и тут вы можете поиграть со своим ребенком в онлайн-игры на развитие внимания и памяти.

Комментариев нет:

Отправить комментарий